#ITWASSIXTYYEARSAGOTODAY Накануне... (Часть 1)
Продолжаем наше путешествие на 60 лет назад и вперед. Мы немного пропустили. В частности выход 1-го сингла Битлз «Love me do/ PS I love you» и его не очень триумфальное 17-е место в хит-параде, запись нового сингла «Please, Please Me/ Ask Me Why?», для которой первая «ройорбисоновская» версия песни была категорически изменена по совету Джорджа Мартина. На второй раз Джордж уверенно предрек синглу 1-е место в чартах. После этого Битлз вновь в 5-й раз уехали в Гамбург.
Наступил 1963-й год, когда Битлз (в паре с Джерри и Кардиостимуляторами) было суждено покорить Британию, и выйти за ее пределы. Джерри и ПМ по совету Джорджа Мартина записали на Эбби Роуд дебютный сингл How do you do it. Обе группы продолжали давать живые концерты в Шотландии и Мерсисайде и мечтать о славе. В январе Битлз впервые выступили живьем на телешоу Round-Up, в Королевском театре Глазго. Они спели под фонограмму свой новый хит. А через 3 дня сингл «Please, Please Me/ Ask Me Why?» вышел в Великобритании на лэйбле Рarlophone.
Из Лондона в Ливерпуль потянулись журналисты, среди которых одной из первых стала Морин Клив из «Evening Standard».
Выдержка из статьи Морин Клив (2 февраля 1963): «Верхняя губа Джона Леннона сокрушительно брутально-великолепна. Джордж Харрисон симпатичен, привередлив и не причесан. У Пола Маккартни круглое детское личико, в то время как у Ринго Старра некрасивое, но милое. Их внешность побуждает к маниакальному возбуждению. Они выглядят уставшими и порочными в самом хорошем смысле».
Морин Клив: «Битлы заставляли меня безостановочно смеяться, как я смеялась в детстве, читая книжки про простака Уильяма. Их остроумие не имело предела – особенно Джона Леннона. В них была одна чудесная черта – ее не назовешь невинностью, но для них все было в новинку. Они познавали мир и пытались его осмыслить». «После того, как моя статья была напечатана, Джон сказал мне: «Ты пишешь совсем как та женщина, которая написала книжки об Уильяме. «Для меня это было равнозначно сравнению с самим Шекспиром».
Тем не менее Брайан Эпстайн уверенно строил свою музыкальную империю. Следующим шагом стало знакомство c бывшим певцом и начинающим издателем музыки Диком Джеймсом (Леон Исаакович Вапник). Он станет партнером Брайана в их издательской компании «Северные (или «нордические») песни». Потомок эмигрантов из России Леон - Дик был своим в лондонском музыкальном бизнесе и быстро договорился об участии Битлз в национальном телешоу Thank you lucky stars в Бирмингеме. Брайан заказал дизайнеру Айвору Арбитру новый логотип группы с удлиненной буквой T.
Желая продать сингл в Штаты? Брайан связался с руководством «Кэпитол», представлявшей артистов EMI за океаном. И получил очередной отказ. По мнению боссов Кэпитол «название заглавной песни намекало на фелляцию» (то есть минет). Тогда Брайан и Дик совершили очередной ход конем и залицензировали обе песни для издания на малоизвестном чикагском лэйбле Vee-Jay. Независимый лэйбл получил права на издание всех песен Битлз в США на 5 лет. Так началась великая эпопея с правами на песни Битлз. Если кто- то знает чем она закончилась (если закончилась)- пишите в комментах. Я запутался.
В конце января сингл «Please, Please Me/ Ask Me Why?»
вошел в топ лист сразу нескольких хит парадов и понемногу двигался к вершине. Уже были назначены две сессии на Эбби Роуд 11 и 20 февраля. Но до этого Битлз отправились в свой первый общенациональный тур с 16-тилетней!!! звездой и лучшей певицей Британии’62 Хелен Шапиро.
Юная Хелен (родившаяся, как обычно в семье эмигрантов из России) в предыдущие два года сделала головокружительную карьеру и еще даже не закончила престижную еврейскую школу в центре Лондона, где с 13 лет пела в группе "Susie and the Hula Hoops" со своей кузиной. Их гитаристом? кстати? был прикольный подросток Марк Фелд, позже известный как Марк Болан.
Пол и Джон уже вовсю сочиняли песни для альбома. Для Хелен они написали «Misery». Однако менеджер Хелен отверг её, даже не дав послушать своей подопечной. Тем не менее юная суперзвезда всея Британской империи была во многом обычной девушкой подростком и уже успела послушать первый сингл Битлз «Люби меня»? и он ей? что-называется? зашел. Тур стартовал 2-го февраля в театре Gaumont в Брэдфорде. Затем Битлз отделились, сгоняли в Ливерпуль и выступили пару вечеров в Пещере, а потом вновь присоединились к туру в Донкастере. Все шло гладко, но, как известно, настоящая слава приходит только после скандала. Но об этом в свое время.
Пока Битлз и Хелен Шапиро колесили по провинции? в столице произошло еще одно историческое событие. 6 февраля 1963 г. лондонский импресарио Джорджо Гомелски (здесь тоже понятно из какой семьи) увидел в клубе «Красный лев» новую для себя группу «Роллинг Стоунз», которая к этому времени уже оформила свой классический состав. Джорджо Гомелски: «То, что они делали, мне понравилось. Я сказал им: «Слушайте, я пообещал работу Дейву Ханту, но после первого же его провала она достанется вам».
И вот, наконец, ровно 60 лет назад 7 февраля 1963-года в США на лэйбле Vee-Jay вышел первый сингл группы The Beattles - Please, Please Me/ Ask Me Why? Название дебютирующей на заокеанском рынке британской группы, как обычно было написано с ошибкой. Поэтому если вы хотите сказать «Битлз» с американским акцентом - артикулируйте двойную t - Биттлс.