#ITWASSIXTYYEARSAGOTODAY
И десять других песен... или как за 12 часов записать отличный альбом.
11 февраля 1963 года с утра Битлз, Брайан и Нил Эспинол прибыли в студию №2 на Эбби Роуд. Их ждали продюсер Джордж Мартин, инженер Норманн Смит и звукооператор Дик Лэнгхэм. Норман и Дик помогли ребятам подключить и настроить оборудование и в 10 часов работа закипела.
Джордж Мартин: «Я побывал в клубе «Пещера», увидел, на что они способны, я знал их репертуар, знал, что они могут сыграть, и сказал: «Давайте запишем все песни, какие у вас есть. Приезжайте в студию, мы справимся за день».
Сначала записали 10 треков «There is a plaсe». В процессе обнаружилось, что открытые люки вентиляции в студии дают эффект эха. Посовещавшись решили оставить все как есть, так как времени было мало. Предстояло записать 10 песен за две сессии до и после обеда.
Запись продолжили 9-ю дублями «Seventeen». По ходу было решено оставить отсчет «One-two-three-four...». Как выяснилось позже, песня была посвящена сестре Рори Сторма Айрис Колдуэлл, с которой в свое время дружили и Джордж и Пол.
Обеденный перерыв дело святое и в 13-30 Мартин и Норманн с Диком пошли в ближайшее кафе. Битлы попросили разрешения остаться и порепетировать. На обед они пока не заработали)) Им принесли молока и леденцы, которым они постоянно смазывали связки.
В 14-30 продолжили «Вкусом меда». На этот раз Пол управился за 5 дублей. Затем настала очередь Джорджа и «Do you want to know a secret» - 8 дублей. Затем за два прогона Пол записал дублирующий вокал на «Вкус меда». Джон записал гармонику для There is a place» и все вместе Битлз сами себе поаплодировали, чтобы позже вставить эти хлопки в запись. Наконец, на двойной скорости была записана «Мisery», отвергнутая менеджером Хелен Шапиро. Благодаря двойной скорости записи, позже Джордж Мартин добавит в балладу свое потрясающее соло на рояле.
После перекуса взялись за песню Hold me tight! Но она не пошла. То пять раз подряд случился фальстарт. То заело ленту. Дело было к вечеру, все начали уставать и бросили возиться с «Обнимашкой». Чтобы быстрее выполнить норму, решили записать оставшиеся каверы из концертного репертуара.
За 3 дубля Джон обессмертил имя Анна (которая уходит с зим), причем уже было слышно, что его голос работает на пределе. После, Ринго, блистательно совмещая вокал и барабаны, с первого дубля спел «Boys». Попросить сделать еще один прогон для верности Джордж Мартин не рискнул))) Да и по времени - не успевали. До закрытия студии в 10 вечера оставался час.
Он ушел на запись Chains (кавер The Cookies ) c лид-вокалом Джорджа. Из 4-х дублей лучшим оказался 1-й. И 3 дубля «Baby it’s you» (The Shireless), после каждого из которых Джон упивался молоком и сосал леденцы, чтобы выдавить из себя еще немного голоса.
В 10 все собрались в столовой, чтобы отдохнуть и посовещаться. Не хватало 1-й песни. Переносить запись на резервный день 20-го февраля не хотелось. И Джон предложил попробовать записать опробованный хит Isley Brothers (она же мексиканская народная Бамба-Лябамба) Twist and Shout.
Норманн Смит, звукорежиссер: Нам действительно нужно было сделать все правильно с первого раза: «Битлз» в студии, а мы в аппаратной. Джон высосал еще пару Zubes конфет для горла, немного прополоскал горло молоком, и мы продолжили...
Марк Льюиссон, биограф Битлз: «Битлз» вложили всю свою энергию в одно финальное зажигательное выступление, а Джон Леннон пел с обнаженным торсом.
Джон: Последняя песня меня чуть не убила. Каждый раз, когда я глотал, это было похоже на наждачную бумагу. Вы можете слышать, что я просто безумный парень, который делает все возможное.
После 2-го дубля стало понятно, что лучше не будет. Отобрали первый. Здесь Брайан попросил оператора Дика Лэнгхэма проиграть весь отобранный материал. За это он пообещал подбросить Дика да дома на своем Ford England. Еще пол часа вся компания с замиранием сердца слушала записанный материал. К счастью какого- то незамеченного брака не было.
Пол: «Альбом приобретал особенное качество из-за скорости,с которой был записан. В нем присутствует срочность. Записи с одного раза — это великая вещь. Большие комики бросают свои остроты спонтанно, они слетают у них с языка в тот самый момент, когда придуманы. Что-то похожее существует в музыке. Мы как бы выдохнули запись. Это альбом мгновения».
К счастью, это прекрасное мгновение было качественно упаковано и остается с нами уже 60-лет. Благодаря ему, Битлз добились всемирной славы, изменили музыку и мир. Изменились сами, изменили нас. К лучшему ли? Чтобы понять это, нужно перестать спорить о Темной стороне луны, Йоко Оно и Махариши, попсе и роке, политике и галстуках. Остановиться, послушать 1-й альбом Битлз и пустить в душу то прекрасное и чистое, полное светлых и вечно юных надежд, получасовое мгновение вечной весны 60-х. Хорошо, если зайдет.