#ITWASSIXTYYEARSAGOTODAY
23 февраля 1963 года сингл Битлз «Please, Please Me / Ask me Why» официально достиг 1-го места хит-парада еженедельника «New Musical Express» и музыкального журнала «Disk». Правда в чарте NME битловский сингл целую неделю делил топ позицию с кавером, провереннного американским рынком, кантри хита «Своенравный ветер» от Фрэнка Айфилда.
Но уже через неделю сингл Битлз станет однозначным лидером, а Джон с Полом напишут следующий суперхит «From me to you». Затем еще две группы из Ливерпуля закрепят успех Мерси Бита в британских чартах. И начнется революция в мировой поп-музыке. Однако, пока события развивались стремительно, но поступательно.
С середины февраля о лидерстве Битлз ходили лишь хорошо проверенные слухи, которые транслировали не только Брайан Эпстайн, но и радио ди-джеи BBC и радио Люксембург. Оба сингла шли, что называется ноздря в ноздрю и диджеи, и музыкальные журналисты вовсю хайповали на этом соперничестве.
Австрало-англичанин, поющий йодлем, Фрэнк Айфилд уже в трижды поднимался в топ NME. До него, такого успеха достигал лишь Элвис! И тут гитарная группа из Ливерпуля со своей новой песней с двусмысленным названием.
Что ж.. вскоре ветер музыкальных пристрастий покажет свою своенравность, и так дунет со стороны Мерсисайда, что мало никому не покажется. А пока.. 19 февраля Битлз вернулись в родной город, с утра гуляли по городу и фотографировались. После обеда репетировали в Каверне.
Стоит ли говорить, что вечером клуб был забит до отказа. Во время выступления Битлов Боб Вулер, столько сделавший для этого мгновения, зачитал поздравительную телеграмму из Лондона. «Счастливый парень» Брайан Эпштайн высказался обтекаемо: поздравил «великую группу с выдающимся достижением».
Трудно представить какую реакцию это вызвало среди публики Каверны, хотя Битлз уже были морально готовы к этому. Мэтью Стрит в ту ночь гуляла по полной. Ливерпуль стал «больше, чем Лондон». В Каверне был и Пит Бест со своей новой группой, и это был последний раз когда Битлз и Пит виделись вместе.
Уже на следующий день 20-го, Битлз были в Лондоне. Джордж Мартин и его новый инженер Джефф Эммерик сводили записанные песни в моно и стерео, и делали необходимые наложения на ламповой двухдорожечной аппаратуре. Мартин предлагал назвать грядущий альбом: «Off The Beatle Track». Но коммерческий успех Please, Please Me решил вопрос иначе.
Впрочем упрямый продюсер оставил свою идею для собственного альбома симфонических аранжировок битловских песен, который издаст со своим оркестром в 1964-м. И будет 1-м из многих, кто затем повторит тот же ход.
Топ синглу и готовящемуся альбому нужна была обложка. Планировали сделать фото в зоопарке с насекомыми, но зоопарк отказал. В условиях дефицита времени Джордж Мартин вспомнил, как его коллега, дирижер Джо Лосс тупо сфотогрфировался на офисной лестнице. Фотограф Ангус Мак Бин, оказался в нужное время в нужном месте и сделал несколько фото на перилах уходящей вверх лестницы головного офиса EMI. Через 6 лет иконическое фото придется повторить. Такая вот получилась Старвей ту Хэвен.
В тот же день Битлз на драйве выступили в радиошоу BBC и рванули на 160 миль в Донкастер на очередной концерт. Шоу прошло не на сцене, а в бассейне. Как говорится, если мы будем себя хорошо вести - нам обещали налить воды..
На следующий день 21-го - знакомый бальный зал в Биркенхэде. Есть версия, что именно на этом концерте Битлы «на ходу» попросили Брайана прослушать пение Силлы Блэк, аккомпанируя ей «Summertime». Однако Силла смутилась из-за непопадания в тональность и запорола прослушивание. Чуть позже состоится второе, более удачное, и Силла вскоре станет одной из главных звезд британской сцены.
22-го - Манчестер, клуб «Оазис». Кто- то сомневается, как лучшая группа бритпопа 90-х нашла себе название? В тот день Мэл Эванс накосячил, забыв в Ливерпуле микрофоны. Брайан Хигэм владел музыкальным магазином, и когда Мэл позвонил ему в панике, тот предложил для замены новые «однонаправленные» дивайсы «Rislo CRH». Битлы на саундчеке заинтересовались новинкой, и выяснилось, что им больше не нужно вдвоем петь в один микрофон.
Но в те дни росли не только рейтинг и техническое оснащение группы. Рос битлокапитал! 22 февраля Брайан Эпстайн и Дик Джеймс зарегистрировали издательскую компанию «Nothern Songs LTD». На тот момент это было необходимо, чтобы урегулировать авторские и издательские права на песни Леннона Мак-Картни. Это давало возможность издавать песни Битлз в США и Канаде, где вроде бы партнерская EMI компания Capitol по разным причинам отказывалась выпускать битловские песни. Об этом через пару месяцев они горько пожалеет и дорого заплатят.
Джордж: «Компанию назвали «Северные песни», потому что мы приехали из Ливерпуля, и здесь ( в Лондоне) уже была компания с названием «Песни юга»».
Пол: «Мы просто подписали это, не зная, на самом деле, ничего о том, что подписываем передачу прав на свои песни».
Бэрри Майлз (биограф): «Джон с Полом наивно полагали, что они будут владеть всеми 100% акций компании, но выяснилось, что у Дика Джеймса и его бухгалтера Чарльза Силвера 50% процентов, у Джона с Полом по 20% на каждого, и у Брайена Эпстайна 10 %». Джордж и Ринго были в пролете.
Наконец, 23-го февраля, в один день вышли официальные чарты NME и Disk. «Please Please me» возглавляла оба чарта, оставаясь 2-й в чарте Record Retailer. В этот день Битлз вновь присоединились к туру с Хелен Шапиро в Мэнсфилде. Перед началом шоу Хелен и ребята заперлись в гримерке, где был телевизор, и посмотрели эфир выступления Битлз на Thank you lucky stars от 16 февраля.
Ринго: «Сингл «Please, please me» занял первое место в феврале 1963 года, во время нашего турне с Хэлен Шапиро. Мы разогревали слушателей перед ее выступлением, а потом дожидались следующего концерта и скучали. И вдруг мы заняли 1-е место!»
PS/ Этот день закончил прекрасную эпоху, которая началась за три года до этого. Когда Стюарт Сатклиф продал за 65 фунтов картину и купил на эти деньги бас-гитару. Не медля и секунды началась новая, еще более прекрасная история, ставшая легендой. Ни Боб Вулер, ни Джон Леннон, ни Пол, ни Джордж, ни Ринго... никто тогда не мог себе представить, что произойдет дальше.
Занятно, что в тот же день, когда уже весьма популярные Битлз, неимоверным трудом, творчеством и талантом достигли вершины; их успех был поделен на проценты, что в итоге, чуть было не привело к краху величайший феномен музыки 20-го века. Мечтающим о великой музыкальной славе, даже имея, кроме вселенских амбиций хоть какой- то талант, стоит задуматься об этом.